О зеленом чае (часть вторая)

О зеленом чае (часть вторая)

Признанный лидер японского символизма Серебряного века Китара Хакусю грезил о симбиозе искусства Востока и Запада в лирике традиционных форм. И говорил о поэтике танка так: «…Когда я устаю от наслаждения, дарованного сильными, яркими цветами, густотой тонов, цвет маленького изумруда, впитавшего колорит страны, будто бы пропускает сквозь пальцы неясные грустные отголоски, звучащие в душе. Это похоже на вкус шампанского, когда пригубишь его в пору болезни… Старинный маленький изумруд – он должен храниться в хрустальной шкатулке за бутылками крепких европейских напитков и склянками гашиша … в сизой тени … чтобы можно было любоваться в тишине и покое…» (перевод А. Долина)
В первой части я упоминала о традиционном жанре японской поэзии хайку и танка. Для всех любителей поупражняться напоминаю; что размер хайку представляет из себя трехстишие в 17 слогов (5-7-5), а танка содержит пятистишие из 31 слога (5-7-5-7-7).
Вот мои очередные пародийные упражнения.
***
Утром после ночи бурной
мечтаешь об одном –
чая бы глоток!
*
Зной летнего дня
утомил —
не выпить ли чаю?!
*
Вот и еще одна
пустеет чашка чая…
Тишина повсюду.
*
Ветерок то подует
то уляжется вновь.
В лунных бликах ночною порою
чайные кусты.
*
Не оставьте себя
безответной любовью томиться
на осеннем ветру –
и пятьсот рублей не помеха
для того, кто торопится завладеть
пакетиком зеленого чая.
*
Все мужчины вдруг
утратили радость былую.
Все вина, увы, утратили прелесть и пряность –
Не чай ли всему виною?
*
Вечер. Вишни в цвету.
В том домишке и в этом тоже
распивают чаи…
*
Есть у каждого дом.
Тоска: вернувшись с работы,
все спят и не с кем попить чайку.
*
Выбросила все же
старый чайник, что изо дня в день
заваривала в нем чай
целых восемь лет…
*
Вызвав переполох
в моем неказистом жилище,
друг сегодня принес
замечательный сорт чая
в небольшом изящном мешочке…
_____________
_______
продолжение следует ….


Фото к рецепту: О зеленом чае (часть вторая)

Ингредиенты

  • зеленый чай второго сорта, листовой
  • _____________
  • заварной чайник
  • чашка-пиала

Пошаговый рецепт приготовления

Чаем второго сорта называют листочки, собранные со второго уровня верхней части чайного куста. И называется он словом «сентя». Как и порошок «гёкуро» этот сорт чая тоже довольно дорогой и поэтому его обычно заваривают дома при приеме гостей, в отличии от повседневных сортов.

На сегодняшний день в Японии существует такое большое количество сортов чая, что даже сами японцы затруднились бы их перечислить. А впервые хороший чай привез в Японию монах Эйсей в 12 веке из Китая со специальными знаниями о методике выращивания. И нашел местечко в городе Удзи, что в южном пригороде Киото пригодное для чаеводства. До этого времени японцы довольствовались лишь местными, не очень хорошими сортами чая. И чай в той местности выращивается до сих пор и считается родиной лучших сортов по всей стране. Как бы то ни было, чаи классифицируются исходя из местоположения листочков на кусте – сверху вниз. Самые верхние маленькие и молоденькие листики с куста – их всего 1-3 — идут на высший сорт. Следующие — для нашего «сентя». Далее идут более крупные и старые листики с нижней части куста. Их используют для сорта «бантя» в повседневном чаепитии. Из веток и стеблей куста готовят «кукитя». Еще японцы пьют крупный листовой зеленый чай с воздушными зернами риса и ячменем. И конечно они не ограничиваются в своей жизни только зеленым чаем, а пью еще «чай» из морской капусты и .., по особым случаям — из сакуры.

Заваривается листовой чай быстро. Сполоснуть кипятком заварной чайник и пиалы. В чайник положить из расчета 3-4г. чая (столовая ложка) на 90мл кипятка. Закрыть крышкой, дать постоять минуту и — извольте пройти к столу. Часто подается на круглом деревянном подносе с заварным чайником и пиалой. И, разумеется, кипятком не разбавляется.

Было бы ошибочно думать, что к зеленому чаю не предлагают сладости. Предлагают. Но весьма специфические – из батата, риса, бобов… На мой вкус некоторые из них совершенно невозможно причислить к «сладостям». Но тут уж ничего не поделаешь: устоявшаяся традиция оберегается местным населением с особым трепетом. Деды дедов ели, отцы ели, дети едят и внуки внуков будут есть. Против традиции идти, как против ветра размышлять — известно тут всем.

Пошаговые фото рецепта


Источник: www.koolinar.ru